ЗИС-42 - легендарный полугусеничный тягач!

Авто обзоры - Тесты - Новинки / ЗИС-42 - легендарный полугусеничный тягач!

Первые месяцы Великой отечественной войны показали, что Красной Армии катастрофически не хватало мощных и быстроходных грузовых автомобиле и артиллерийских тягачей. Правительством была поставлена задача в кротчайшие сроки создать вездеход на базе ЗИС-5. И в 1942 году Московский автозавод имени Сталина выпустил полугусиничный ЗИС-42. Проведенные заводом испытания выявили отличную проходимость по болоту, грязи и снегу.

Первое, что бросается в глаза, - необычный гусеничные движители. Они устанавливались на задний мост. Задние колеса передавали крутящий момент на звездочки, а те, в свою очередь, на гусеницы. Для движения по снегу или по болоту на передние колеса надевались специальные широкие лыжи.

Деревянная кабина и простые квадратные крылья, присущие военному ЗИС-5 "Трехтонка", перекочевали на ЗИС-42. Перед радиатором ставилась решетка, а снизу двигатель защищался поддоном, кузов всегда покрывался брезентовым тентом маскировочного цвета.

Под капотом стоит усиленный 6-ти цилиндровый нижнеклапанный двигатель от автобуса ЗИС-16, развивающий 84 лошадиные силы. В то время это была богатырская сила!  В кабине ничего интересного - интерьер обычного ЗИС-5 "Трехтонка". Стартер включается в работу напольной кнопкой (так заводились все автомобили того времени).

Мотор запускается быстро и работает удивительно ровно. По хорошей дороге машина идет и управляется довольно легко и разгоняется (на гусеницах!) до 40 км/ч. На лесных дорогах и пересеченной местности ЗИС-42 трясет меньше, чем обычный ЗИС-5. За свою службу машине приходилось вскарабкиваться на 30 градусный подъем, преодолевать броды глубиной до 1 метра и штурмовать окопы шириной в метр.

Никого не смущал расход бензина от 60 до 100 литров на сотню. Как и в ЗИС-33, в ЗИС-42 проблемой была ненадежность движителей: ломались редукторы, рвались цепи, соскакивали гусеницы, да и грузоподъемность была не ахти какая - всего 2 тонны.

За 4 года было выпущено около 6 000 ЗИС-42. До 50-ых годов они служили в Советской Армии, а потом были списаны или переделаны в обычные грузовые автомобили ЗИС-5. В народном хозяйстве их не было поэтому, несмотря на массовый выпуск, несколько десятилетий, вплоть до наших дней, модель считалась безвозвратно утерянной для истории.

Останки автомобиля ЗИС-42 были обнаружены и вывезены группой энтузиастов с одного из северных островов России и после реставрации обрели вторую жизнь. Способность советских конструкторов в короткие сроки и малыми средствами создавать автомобили, становящиеся впоследствии легендарными, поистине восхищает!

Дата публикации: 11 июля 2015 г.
Смотрите так же
           

Отечественные дороги нельзя назвать территорией стерильной чистоты, в том числе и пешеходную их часть.

Как начнется день, так и будут проходить все ваши дела во время всего его протяжения. Именно поэтому, начать день с вкусного питательного завтрака крайне важно

Вы можете бесконечно долго выбирать надежный автомобиль, но все равно его придется рано или поздно ремонтировать за счет того, что состояние наших дорог оставляет желать лучшего, а качество обслуживания в сервисных центрах иногда не дотягивает до рекомендуемого уровня.










Вход на сайт