ЗИС-42 - легендарный полугусеничный тягач!

Авто обзоры - Тесты - Новинки / ЗИС-42 - легендарный полугусеничный тягач!

Первые месяцы Великой отечественной войны показали, что Красной Армии катастрофически не хватало мощных и быстроходных грузовых автомобиле и артиллерийских тягачей. Правительством была поставлена задача в кротчайшие сроки создать вездеход на базе ЗИС-5. И в 1942 году Московский автозавод имени Сталина выпустил полугусиничный ЗИС-42. Проведенные заводом испытания выявили отличную проходимость по болоту, грязи и снегу.

Первое, что бросается в глаза, - необычный гусеничные движители. Они устанавливались на задний мост. Задние колеса передавали крутящий момент на звездочки, а те, в свою очередь, на гусеницы. Для движения по снегу или по болоту на передние колеса надевались специальные широкие лыжи.

Деревянная кабина и простые квадратные крылья, присущие военному ЗИС-5 "Трехтонка", перекочевали на ЗИС-42. Перед радиатором ставилась решетка, а снизу двигатель защищался поддоном, кузов всегда покрывался брезентовым тентом маскировочного цвета.

Под капотом стоит усиленный 6-ти цилиндровый нижнеклапанный двигатель от автобуса ЗИС-16, развивающий 84 лошадиные силы. В то время это была богатырская сила!  В кабине ничего интересного - интерьер обычного ЗИС-5 "Трехтонка". Стартер включается в работу напольной кнопкой (так заводились все автомобили того времени).

Мотор запускается быстро и работает удивительно ровно. По хорошей дороге машина идет и управляется довольно легко и разгоняется (на гусеницах!) до 40 км/ч. На лесных дорогах и пересеченной местности ЗИС-42 трясет меньше, чем обычный ЗИС-5. За свою службу машине приходилось вскарабкиваться на 30 градусный подъем, преодолевать броды глубиной до 1 метра и штурмовать окопы шириной в метр.

Никого не смущал расход бензина от 60 до 100 литров на сотню. Как и в ЗИС-33, в ЗИС-42 проблемой была ненадежность движителей: ломались редукторы, рвались цепи, соскакивали гусеницы, да и грузоподъемность была не ахти какая - всего 2 тонны.

За 4 года было выпущено около 6 000 ЗИС-42. До 50-ых годов они служили в Советской Армии, а потом были списаны или переделаны в обычные грузовые автомобили ЗИС-5. В народном хозяйстве их не было поэтому, несмотря на массовый выпуск, несколько десятилетий, вплоть до наших дней, модель считалась безвозвратно утерянной для истории.

Останки автомобиля ЗИС-42 были обнаружены и вывезены группой энтузиастов с одного из северных островов России и после реставрации обрели вторую жизнь. Способность советских конструкторов в короткие сроки и малыми средствами создавать автомобили, становящиеся впоследствии легендарными, поистине восхищает!

Дата публикации: 11 июля 2015 г.
Смотрите так же
           

Чтобы максимально обезопасить себя, своих пассажиров и автомобиль от непогоды в зимний период, необходимо произвести замену летней резины зимним аналогом.

С помощью современных мебельных фургонов осуществляется безопасная доставка мебели или строительных материалов.

Седан C-Class 2009 года, выпущенный корпорацией Mercedes-Benz представлен на автомобильных рынках четырьмя комплектациями. Mercedes-Benz C300 включает в себя две версии Luxury и Sport с одним и тем же двигателем










Вход на сайт